ё Китай
В Китае и Японии с древнейших времен собаки играли важную
роль в религии, фольклоре и мифологии (кроме черных псов, которых считали
воплощением злых сил). Сохранились письменные упоминания 4000-летней давности
о воспитании и разведении собак. Собака у китайцев означает верность,
неколебимую преданность. Приход собаки значит будущее
процветание. Красная Небесная Собака Тьен-ку относится к принципу ян и
помогает Эрлангу отгонять злых духов; но, будучи стражем ночных часов,
собака становится инь и символизирует разрушение, катастрофу, становится
связанной с метеорами и затмениями. В эти периоды собака приходит в бешенство
и кусает Солнце или Луну. В Древнем Китае собака - одиннадцатый знак зодиака,
ее символическое и мифологическое значение выражается довольно разнообразно.
Прежде всего собаки изгоняют демонов, а в некоторых местностях употребляются
в пищу. В других региона (Южный и Западный Китай) собака считается подателем
средств пропитания (риса или проса). У npeдставителей народности яо в
Китае собака выступает как прародитель народа, что заставляет вспомнить
о тотемных воззрения. В Ба-гуа представляющего собой восемь пар взаимодополняющих
противоположностей, обычно расположенных в виде круга, символизирующего
пространство и время, собака относиться к Гэнь - горы, физическая природа,
восхождение, раздельность, уединение, покой и способность останавливать,
северо-запад. В поздней китайской мифологии существует представления о
Диюй - подземном судилище по влиянием буддизма, проникшего в Китай в начале
нашей эры. Диюй состоит из 10 судилищ, каждое из которых имеет 16 залов
для наказаний. Вторым (на юге под морем) судилищем управляет Чуцзян-ван.
В сопровождении двух духов Чжэн-нин ("мохнатая собака") и Чи-фа ("красноволосый")
сюда отправляются души мужчин и женщин, вступавших в недозволенную
связь, души воров, дурных лекарей, обманщиков и т. п. Здесь грешники живут
в нечистотах, их колют вилами. Тибетские собачки, разводимые тибетскими
ламами, символизировали Вен Шу - существо, восседающее на льве. В буддизме
священный лев имеет важное значение. А так как лювов в Китае не было,
то это животное стали олицетворять собаки, напоминающие льва - пекинес,
ши-тцу, чау-чау. Они стали религиозными символами. Изображения таких собак
устанавливали перед входом в храмы для защиты от злых духов. Большое место
в мифологии народов группы мяо-яо, живущих на больших пространствах Южного
и ЮгоЗападного Китая и Северного Индокитая, занимает сюжет о происхождении
мяо-яо от собаки. Миф о собаке наиболее представлен у яо. В мифе повествуется,
что однажды правитель большой страны (иногда называется древнекитайский
император Гаосин) вел тяжелую войну с сильным врагом. Не надеясь уже на
победу, он объявил, что победителю вождя врагов он отдаст дочь-принцессу.
Вскоре с головой врага пришла жившая во дворе пятицветная собака Паньху.
Императору пришлось отдать за нее дочь. Пес увел жену на юг в горы, где
у этой пары появились потомки - яо. В честь предка Паньху стали проводить
празднества, а женщины носить головной убор, похожий у одних мяо и яо
на уши собаки, у других на головной убор принцессы. У мужчин сзади свешивается
повязка в виде хвоста. У яо Паньху выполняет также функции главного духа-хранителя
и защитника: Паньху помогал яо в их древних странствиях по морю. В домах
яо устанавливается алтарь, посвященный Паньху. Иногда собака у яо выступает
культурным героем. Так, у ляньнаньских (в Китае) яо считается, что зерна
риса им впервые в своей шерсти принесла собака. Образ первопредка - собаки
очень почитаем у народов группы мяо-яо. У народа шэ в Китае перипетии
жизни Паньху излагались в древних иллюстрированных ксилографических изданиях.
Имя этого персонажа у мяо и яо сопоставимо с Пань-гу в древнекитайской
мифологии, создавшего мир из скорлупы яйца. Собаки - символ защиты в Японии,
а также в Китае, хотя там они могут иметь репутацию демонических созданий,
особенно в космическом символизме затмения и других пугающих явлений природы;
они могут быть символом как солнца, так и ветра. Послушный пес - символ
верности закону, хотя Будда сказал, что те, кто живет как собака, после
смерти и превратятся в собаку. Согласно древним находкам, собака была
одомашнена в Китае около 6000-7000 лет назад. Останки костей собак, погребенных
примерно 3500 лет назад, свидетельствуют о том, что животные были захоронены
для того, чтобы сопровождать своих хозяев в загробный мир. Эти собаки-призраки
как бы вели душу своего хозяина по лабиринтам мира усопших. Постепенно
собак стали заменять фигурками с их изображениями, которые клали в место
погребения для сопровождения хозяина в "долгий путь". Документы эпохи
Чжоу (1000 г. до н. э.) представляют нам мозаику периода династии Хань
(221-206 гг. до н. э.) с изображениями охотничьих собак. На надгробии
одного из правителей династии Хань установлено четыре скульптуры в виде
собак, что олицетворяло продолжение жизни в загробном мире. Древние представления
о собаке как душе человека, блуждающей по земле, очень устойчивы. Жители
Сиама верили в особых демонических людей, у которых в глазах отсутствовал
зрачок (радужная оболочка была настолько темна, что сливалась со зрачком).
Они считали, что ночью, когда те спят, их души будто бы превращаются в
собак или диких кошек, рыщут по свету и лишь на заре возвращаются назад.
Во вьетнамских верованиях существует миф о Яшмовом владыке, который, создавая
животных, поспешил, и у многих кое-что недоделал. Когда к духам пришла
собака за недоделанной лапой, то они приделали ей ножку от стула, но предупредили,
что эту лапу необходимо беречь от сырости, так как она может сгнить. С
тех пор спящая собака всегда поджимает одну лапу. Во Вьетнамском мифе
о Куойе собака пожертвовала своими внутренностями, для того чтобы оживить
жену хозяина У маньчжуров было распространено почитание животных. Собака
(индахунь) выступает в качестве стража и в потустороннем мире и является
проводником душ умерших. В ряде преданий о Нурхаци собака выполняет такую
же функцию спасителя и защитника, как и вороны. В Корее в мифе о лунных
и солнечных затмениях царь страны тьмы (Камак нара) посылает "огненных
собак" за солнцем и луной. Но им не удалось их украсть: солнце было слишком
горячим, луна - слишком холодной. Куски солнца и луны, обгрызенные собаками,
не светятся, что и является причиной затмений
Источник: http://dog-info.narod.ru/chine.htm |